Открытие выставки "Место подвига - Чернобыль"
- MVC Novouralsk
- 29 апр. 2021 г.
- 4 мин. чтения
26 апреля исполнилось 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Эта юбилейная дата, которую не празднуют, но которую нужно помнить.
Тема Чернобыля всегда будет актуальна, так как она наглядно показывает, как человек своими неосторожными действиями может навредить и себе, и природе.
В мире уже зафиксированы десятки подобных аварий – в США, России, Англии, Японии. И мы должны понимать, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему. Нам надо передать будущим поколениям чистую планету.
Свыше 6 000 человек из Свердловской области были направлены на ликвидацию последствий Чернобыльской трагедии, в том числе и наши земляки– новоуральцы.
Это люди разных профессий. Строители, военные строители, работники Уральского Электрохимического комбината, повара, медики, милиционеры, шоферы, музыканты… Каждый из них справился с поставленной задачей добросовестно.
И пока есть свидетели тех событий, встречи с ними необходимы. Ведь другого источника правдивой информации просто нет.
27 апреля в Новоуральском историко-краеведческом музее состоялась встреча ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС с учащимися 7 б класса МАОУ «СОШ №54».
Методист музея Семянникова Л.П. познакомила ребят с основными событиями, которые произошли после взрыва на 4-ом энергоблоке.
Ликвидаторы вспоминали, как проходили трудовые будни при ликвидации аварии, возведении объекта «Укрытие» на Чернобыльской АЭС.
Мероприятие прошло в атмосфере тепла и уюта.
В заключение учащиеся посетили выставку «Место подвига – Чернобыль», поблагодарили чернобыльцев за их сложный и опасный труд в условиях радиационной угрозы, за их мужество и героизм, пожелали всем крепкого здоровья и сделали фотографию на память.
За участие в мероприятии выражаем благодарность членам «Союз Чернобыль» Ложкину Александру Валериановичу, Шалину Владимиру Александровичу, Панькову Александру Владимировичу, Череднику Александру Сергеевичу, классному руководителю 7 б класса МАОУ «СОШ №54» Протазановой Наталье Валентиновне, руководителю школьного музея МАОУ «СОШ №54» Самойловой Алле Леонидовне.
Из воспоминаний Панькова А.В.
«26 апреля 1986 года из дома по приказу командира части меня отправили отвезти главного дозиметриста в Припять. Прилетаем в Припять, садимся около реактора. Реактор представляет собой взорвавшийся вулкан и белая свеча метров 50 вверх от ректора, а сверху горит. Черное пламя дымит маленько. Посидели
около территории и дали нам команду на фотографирование (приехали 3 или 4 полковника с фотоаппаратами специальными, чтобы пленка не засвечивалась, дозиметры), на замер радиационного фона над реактором. Летали над реактором от 50 до 300 метров высоты. Сфотографировали и замерили фон. У нас бортовой дозиметр на 500 рентген зашкаливал. Насколько метров был выброс? Все замалчивают. Выбросы еще были, но свеча практически погасла на второй день. 28 апреля уже не было свечи.
Произвели мы фотографирование и сделали радиационные замеры. Далее последовала команда определить границы заражения. Мы облетали рыжий лес. Лес рыжий, потому что он сгорел в полосе выброса. Потом там работала техника, бульдозеры – его уничтожили. Зона заражения была определена условно – максимально. Вот она и определилась тридцатикилометровой зоной, ее огородили колючей проволокой и поставили блокпосты милиции. Были там и военные патрули, ездили на бронемашинах.
В первый день мы отработали 7 часов. Нам записали 12 рентген. Но это, конечно, не так… Нас не отпустили домой, вызвали главного армии. Сняли одежду, мыли нас три раза. Только счетчик подносят – он звенит. И сейчас, наверное, звеним, только внутри. После всего, официально, нам записали 22 рентгена. Потому что, если бы 25 рентген записали, то нас отстранили от полетов. И потом, за дозу свыше 25 рентген уже надо платить».
Из воспоминаний Чередника Александра Сергеевича
«Я работал в СМУ-4 в должности старшего инженера-геодезиста. В Чернобыле был с 31 октября по 20 декабря 1986 года. Мы уже передавали свои полномочия организации «Желтые воды» УС-605 (группа геодезии при техотделе УС-605). В обязанности УС-605 (кодовое название «Укрытие») входили строительно-монтажные работы. Кроме того, делали цеха дезактивации и создавали «могильники», в которых хранилась зараженная техника. Вырывали ров глубиной 8 метров, затем ставили арматурные блоки, заливали бетоном и получали монолитные стенки и засыпали землей. Это была побочная работа. Основная же задача была другой.
На теле реактора нужно было установить две опоры и балку весом 70 тонн. Наша задача была рассчитать и поставить опоры. Делали таким образом. У нас был батискаф (это свинцовая кабина размером 2х3 м). Нас в нем поднимали и опускали на сам реактор. Первый солдат устанавливал штатив, второй устанавливал прибор. Третий был специалистом, четвертый в резерве. Ориентировочно время работы от одной до четырех минут. В день можно было получить не больше одного рентгена. Потом нас опускали обратно, а сами шли на командный пункт – это хранилище твердых и жидких отходов.
Меня удивляло то, что все очень хорошо понимали - от нас зависит жизнь других людей. Безалаберности там не было. Люди менялись на глазах. Эта ситуация выявила в людях самое хорошее. Нас было 11 человек, никто не прятался за спины других. Старались не пускать молодых. Мы подчинялись
начальнику технического отдела и главному инженеру УС-605. Они были тоже приезжие. Работа на стройке напоминала четко слаженный механизм».
Из воспоминаний Шалина В.А.
Начальник участка 6 района УС-605 с 7 августа по 1 октября 1986 года.
«В одну из смен приезжает заместитель министра Среднего машиностроения А.Н. Усанов, будущий Герой Социалистического труда. Сопровождаю его по своему участку, что-то докладываю. Нам ставится задача, срочно соорудить наблюдательный пункт на отметке +49,95 для особого района. Выходим с дозиметристом на уточнение радиационной обстановки. В помещении, где необходимо пробить отверстие для наблюдателя, одна из панелей частично сорвана взрывом. Дозиметр ДП-5А опять зашкаливает за 200 Р/ч. По проекту нам предлагается выполнить из металлоконструкций короб-коридор, обшитый листовым свинцом. Мы предложили свой вариант, который впоследствии стал основным при выполнении других ЧП на других отметках.
Наблюдательный пункт мы делали все из тех же бетонных блоков на растворе, так как из-за высокой радиоактивности человек мог находиться в этом помещении буквально 1,5-2 минуты и получал суточную дозу облучения. Поэтому суточная норма его работы была таковой: бегом занести один блок и уложить его на растворную подушку, подготовленную другим человеком. Так мы выложили сначала одну стену, снизив радиоактивность и увеличив время пребывания в помещении людей, потом вторую, потом перекрыли этот коридор листами свинца. Промыли наблюдательный пункт, но уровень все равно превышал требуемый (требовалось 1 Р\/ч). Пришлось освинцовывать весь наблюдательный пункт в два слоя листовым свинцом. Пробили отверстие, заделали в него специальное стекло. В сроки мы уложились. Приезжал Е.П. Славский, объявил нам через начальника района благодарность».
Commentaires